Главная / Статьи / Ловушки школьного двора

Ловушки школьного двора

Помимо разумного, доброго, вечного мы нередко уносим из школы нечто не столь доброе, но очень долговечное комплексы. С некоторыми из них нас поближе знакомит Ольга Александровна КАРАБАНОВА, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ.

Первый класс. Современные первоклашки обычно приходят в школу хорошо подготовленными в интеллектуальном отношении они уже умеют писать, читать и считать, знают (или думают, что знают!) множество самых разных вещей. И вот тут их подстерегает первая проблема им начинает казаться, что их не научат здесь ничему новому, а разную полезную с их точки зрения информацию они запросто получат в других местах (с экрана, из компьютерных игр, разговоров дома и на улице). Если в такой момент не заинтересовать школьников содержанием учебной программы а с этим педагогам нечасто хочется возиться! так и останется у них на всю жизнь комплекс пассивного наблюдателя.

Второй класс. Двоечник и отличник эти ярлыки, повешенные в школе, часто остаются на всю жизнь. И неизвестно, какой больше может эту жизнь отравить Двоечник уверен, что ему и барахтаться бесполезно, все равно он ничего не достигнет и выше себя не прыгнет таким мыслям немало способствуют некоторые учителя, ставящие оценки исключительно по инерции. А отличник всю жизнь лезет из кожи вон, чтобы оправдать ожидания общественности и не уронить свое знамя, тащить которое уже иногда и сил нет да и не нужно оно никому…

Пятый класс. Бывает, в младших классах ребенок успевает по всем предметам, хорошо себя ведет, громко читает стихи просто подарок для учителя, который начинает постоянно хвалить его и ставить всем в пример. При переходе в среднюю школу меняется система требований, приходят новые педагоги, которым некогда искать подходы к каждому ученику. И если при этом у бывшего успешника никаких выдающихся способностей нет или они глубоко спрятаны, возникает серьезный внутренний конфликт.

Седьмой класс. В подростковом возрасте (1317 лет) дети (сами уже не считающие себя таковыми) наиболее уязвимы, любят копаться в себе и приписывать окружающим повышенное внимание к собственной персоне. Подростку кажется, что он живет на сцене. С 67-го класса самым значимым становится мнение сверстников, которые, к сожалению, не всегда добры и справедливы. В этом возрасте ребенку очень важно быть, как все, иметь то, что есть у всех, ездить туда, куда ездят все Коллектив диктует все от прически до марки мобильного телефона, и горе белым воронам, не имеющим возможности соответствовать.

Подробно об этом читайте в печатном номере журнала.

Мила БЛИНОВА

: журнал Здоровье № 10 2004 на сайте http://www.zdr.ru/zdr_tmn0410a5/php