Главная / Статьи / Беспокойные беседы. береги кость смолоду

Беспокойные беседы. береги кость смолоду

Прежде всего стоит напомнить нашим читателям, о каких именно видах травм идет речь и какова статистика по этому виду травматизма среди детей? Л.Р.: К травмам опорно-двигательного аппарата относятся, во-первых, скелетные травмы повреждения костей и суставов (соединений), участвующих в опоре и движении человека (кроме костей черепа). Во-вторых, это повреждения мышц, связок, сухожилий и др. Скелетная травма занимает первое место в структуре детской травмы. Р.К.: В России, к сожалению, показатель детского общего травматизма за последние три года увеличился на 17%, в быту на 8%, в школе на 11%. Расскажите, пожалуйста, о самых распространенных повреждениях, наиболее опасных ситуациях и их возможной профилактике. Р.К.: Локализация и частота повреждений определяются несколькими факторами возрастом, временем года, социальными составляющими и др. Например, в весенне-летнее время у детей чаще наблюдаются переломы костей верхних конечностей, это падения с велосипедов, самокатов, роликов, скейтбордов, тарзанок и т.п. В зимний период факторы риска другие коньки, горные лыжи, гололед, санки, сосульки и т.д., возрастает удельный вес повреждений нижних конечностей. Отдельно хочется напомнить о дорожно-транспортном травматизме и падениях с большой высоты (кататравма), когда наблюдаются множественные и сочетанные повреждения и страдают несколько органов и систем организма (травма головы, груди, живота, повреждения скелета и различные их сочетания по локализации и тяжести травмы). Л.Р.: Травмоопасные факторы окружают ребенка повсюду детские площадки, качели, ледяные и снежные горки, занятия спортом, школьные перемены и т.п. всего не перечесть. Однако во время организованных занятий спортом травмы бывают значительно реже, чем у детей, предоставленных самим себе, без контроля старших, родителей, преподавателя физкультуры, тренера. Мы понимаем, что у каждых качелей, на каждой хоккейной коробке, в каждом дворе надсмотрщика не поставишь. Поэтому, вероятно, необходимо с младенчества воспитывать и обучать детей вести безопасный образ жизни. И это, на наш взгляд, единственно эффективный и универсальный метод профилактики детского травматизма. Претворить в жизнь подобную программу, снизить частоту и уменьшить тяжесть последствий травмы могут только совместные усилия многих ведомств и организаций, в т.ч. Министерства образования, ГАИ, Госкомспорта, жилищно-коммунальных и других муниципальных служб, родителей и организаций здравоохранения. Способствуют ли получению скелетных травм какие-либо особенности строения или развития организма ребенка? Р.К.: В детском возрасте достаточно редко встречаются врожденные заболевания костей, проявляющиеся в их повышенной ломкости. В подавляющем большинстве у детей с нормальным питанием кости изначально здоровые, а уровень кальция в крови величина постоянная. Л.Р.: Отвечая на этот вопрос, хочется сказать о другом. 20-30 лет назад детские спортивные секции были бесплатны и общедоступны, в них занимались практически все здоровые дети. И там кроме общефизической подготовки детей обучали падать. В настоящее время в секции платные, поэтому подавляющее число детей не спортивные, многие с признаками избыточной массы тела, мышечной атрофией и т.д. А это уже группа риска: простое падение может привести к достаточно серьезным последствиям. Что нужно и чего не следует делать в случае травмы? Р.К.: При получении скелетной, как впрочем, и любой другой травмы первая помощь должна заключаться в обезболивании, правильной и надежной фиксации поврежденного сегмента для исключения возможности возникновения даже минимальной дополнительной травмы. Затем пострадавшего необходимо доставить в ближайшее лечебное учреждение. При скелетной травме недопустимо самостоятельное вправление вывиха или перелома. Кстати, среди родителей существует мнение, что вывих это легкая травма. Однако вывихи достаточно часто сопровождаются неврологическими осложнениями, которые носят стойкий характер и требуют специализированного и длительного лечения. Л.Р.: Очевидно, что нам всем необходимо в срочном порядке решать вопросы дифференцированного обучения населения оказанию первой медицинской помощи. Ведь не секрет, что самым слабым звеном в системе оказания неотложной медицинской помощи, в том числе и со скелетной травмой, является догоспитальный этап. Особенно если ребенок травмировался не в крупном городе, а в районном центре или деревне. Большие расстояния, неустойчивая оперативная связь, отсутствие условий для транспортировки и экстренной эвакуации пострадавшего вот неполный перечень факторов, которые влияют на частоту, характер, тяжесть возникающих осложнений. Поэтому важнейшим звеном в системе мер по снижению числа и тяжести медицинских последствий травм является обучение детей безопасному образу жизни и организация обучения населения оказанию скорой травматологической помощи. Продолжение следует

: журнал Качество жизни. Профилактика. № 4 июль-август 2003

www.profilaktika.ru