ПН-СБ с 9.00 до 21.00

+7 (812) 405-81-81

Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ)

Вы здесь

Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ) – это нарушения мозгового кровообращения вследствие возникновения поражений церебральных сосудов. Частыми причинами возникновения этого заболевания являются атеросклеротические бляшки, скачки артериального давления, которые проявляются разрывами сосудов при поражении (кровоизлияние, аневризма, ишемия и др.).

Цереброваскулярная болезнь в ее внезапном резком проявлении – это инсульт. Нарушение кровотока мозга со смертельным исходом занимают 2-е место в статистическом анализе групп заболеваний, которые приводят к скоротечной смерти.

Типы

• Геморрагический инсульт. Характеризуется некротическими процессами стенок артерий и вен. Наиболее частая причина – длительная хроническая гипертоническая болезнь. Резкое повышение давление может привести к разрывам стенок сосудов и образованием гематом. Летальный исход инсульта составляет 35-60% от общего количества пациентов, часть выживших становятся инвалидами на всю жизнь, без каких-либо положительных прогнозов.
  • Ишемический инсульт.
  • Окклюзии артерий и вен. Нарушение общего тока крови, приводящего к образованию тромбов. Причин возникновения окклюзий множество: инородные тела, опухоли, бляшки, аневризмы и т.п.
  • Гипертоническая энцефалопатия.
  • Болезнь Моямоя.
  • Церебральные артерииты.
  • Транзиторная ишемическая атака. Нарушение мозгового кровообращения, носящее очаговые неврологические симптомы. Проявления при этом такие же, как при инсультах, но проходящие в течение суток. Если же симптомы сохраняются дольше, то диагностируется инсульт.
  • Гипертензивный церебральный криз– частная форма гипертонического криза, характеризующегося значительным скачком артериального давления и усугублением уже имеющихся церебральных нарушений. Симптомы чаще всего указывают на очаговое поражение ствола. Женщины страдают чаще. Этот тип ЦВБ имеет злокачественное течение.
  • Дисциркуляторная энцефалопатия – понятие, используемое в отечественной медицине. Болезнь прогрессирует медленно, нарушение мозгового кровообращения принимают диффузный нарастающий характер, происходит общее нарушение высших мозговых функций.

Симптомы

Основные симптомы, которые могут указывать на ЦВБ и являются поводом для обращения к врачу:

• снижение работоспособности на фоне общей утомляемости
  • пониженный эмоциональный фон, перепады настроения
  • нарушения сна и бодрствования; проблемы с засыпанием, бессонница, частые пробуждения
  • общие когнитивные нарушения, характеризующиеся проблемами с кратковременной памятью, появляется тягучесть мышления, формирование мыслительной жвачки, застревание на одной работе и невозможность переключить внимание на другой процесс; появляются проблемы с устным счетом
  • чрезмерная суетливость
  • головные боли приобретают постоянный упорный характер
  • эпизодически возникают мозговые кризы; наблюдаются грубые нарушения функций головного мозга
  • появление слабости в конечностях; нарушения речи принимают грубую симптоматику, чувствительность снижается либо видоизменяется, снижается острота зрения.

Если вы заметили у себя или у близких малейшие проявления перечисленных симптомов, незамедлительно обращайтесь к врачу неврологу. В этих случаях сохранить дееспособность, а в некоторых случаях и жизнь, может только своевременное вмешательство квалифицированного специалиста.

Первичная диагностика проводится врачом неврологом, включает:

• тщательное изучение жалоб, анамнеза заболевания и жизни
  • оценку и анализ симптомов, в том числе предшествующих заболеванию
  • полный неврологический осмотр

По показаниям назначаются дополнительные методы обследования:

По показаниям назначается консультация других врачей-специалистов, в том числе кардиолога, эндокринолога, терапевта, нефролога, психотерапевта и др.

Лечение

При лечении ЦВБ очень важен системный подход к состоянию организма пациента. Вот только некоторые из сотни аспектов, которые должны быть учтены врачом неврологом при назначении курса лечения ЦВБ:

• Если необходима коррекция артериального давления, ее нужно проводить постепенно, не допуская резкого снижения давления, так как это может привести к ухудшению течения энцефалопатии (поражению головного мозга). Для нормализации артериального давления у пациентов с ЦВБ рекомендуется использовать препараты группы ингибиторов АПФ.
  • Антиагрегатные средства показаны всем пациентам, страдающим сосудистыми заболеваниями или имеющими предрасположенность к их развитию.
  • В качестве базовой терапии ЦВБ рекомендуется использование производных ацетилсалициловой кислоты.
  • Для пациентов с нарушением липидного обмена, который не поддается коррекции, назначаются статины. Противопоказанием к статинам является печеночная недостаточность, миопатии и атеросклероз (присутствие бляшек в сосудах).

Общий курс лечения подбирается индивидуально и основан на тщательном изучении каждого конкретного случая возникновения ЦВБ.  Врач невролог учтет все нюансы заболевания  и назначит:

• лекарственные препараты, улучшающие обмен, кровообращение и восстановительные процессы в нервной ткани
  • Лекарственные препараты могут применяться и в инъекционной форме, в том числе внутривенно капельно в условиях уютного дневного стационара
  • классический массаж

Лечение назначается только компетентным специалистом врачом неврологом. Самолечение не просто неуместно – оно противопоказано.

Прогноз

ЦВБ может приводить к грубым нарушениям работы головного мозга, часто - с последующей инвалидизацией; в крайних, но часто встречаемых случаях – к летальному исходу.

Своевременное обращение к квалифицированной помощи:

• избавит от тяжелых последствий (например, частичная или полная утрата дееспособности)
  • сделает реабилитационный процесс менее сложным и затратным
  • улучшит прогноз на восстановление функций

Запишитесь

Профилактические меры очень просты:

• регулярные обследования у специалистов
  • здоровый образ жизни, умеренная физическая активность
  • правильное, здоровое питание
  • чередование работы с периодами отдыха.

Врач невролог высшей категории

Задайте свой вопрос

Вертикальные вкладки

Ваш отзыв

Пять причин подписаться:

Вы будете получать не более 2х раз в месяц:

• Полезную интересную информацию для Вашего здоровья
  • Полезную информацию по диете и здоровому питанию
  • Новости клиники
  • Специальные предложения для пациентов клиники
  • Специальное предложение для Вас сейчас - профессиональная
    гигиена полости рта за 1500
    P вместо 4600 P

Профессиональная
гигиена полости рта за 1500
P вместо 4600 P.

Рассылка от ПолиКлиники ЭКСПЕРТ

5 причин подписаться:

Вы будете получать не более 2х раз в месяц:

• Полезную интересную информацию для Вашего здоровья.
  • Полезную информацию по диете и здоровому питанию.
  • Новости клиники, пример здесь
  • Специальные предложения для пациентов клиники.

Специальное предложение для Вас сейчас - профилактическая гигиена за 2100 вместо 3000 рублей.

Форма записи на скидку

Максимальный размер файла: 200 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.

Вертикальные вкладки

Запишитесь прямо сейчас! При первом обращении мы дарим скидку 10%.